Заметки на полях путеводителя… по Каркассону

Если вам когда-либо хотелось отправиться в путешествие на машине времени, а местом назначения в ваших мечтах было Средневековье, то ваши мечты могут легко сбыться. Надо всего лишь сесть на самую обыкновенную машину и приехать в Каркассон, небольшой городок на юге Франции в 80 км к востоку от Тулузы. Как и во многих других старых европейских городах, есть в Каркассоне и римские развалины, и постройки, относящиеся к XVII-XVIII векам, и современные здания, но большинство туристов — в том числе и мы — приезжают сюда именно для того, чтобы окунуться в атмосферу Средневековья, столь достоверно сохраняемую здесь. Заметим, однако, что Каркассон не сохранился в неизменном виде со Средних веков, а был восстановлен в середине XIX века. И тем не менее, архитекторам-реставраторам (о них подробнее ниже) и жителям Каркассона, с любовью и заботой относящихся к своему прошлому, удалось воссоздать исторически правильную атмосферу эпохи, а не соорудить некое подобие Диснейлэнд парка или Лас Вегаса, где искусственность бросается в глаза.

Хотя город Каркассон состоит из двух частей (верхнего и нижнего города), самое интересное здесь — это именно верхний город, где находится крепость Каркассон, называемая также Ситэ, о которой мы и расскажем подробно ниже. Но сначала несколько слов об истории Каркассона в целом.

Чем только не побывал Каркассон на протяжении своей долгой истории: сначала здесь была первобытная стоянка, затем галло-римский город, впоследствии крепость вестготов, потом графство, виконтство, и, наконец, королевское сенешальство. Причина исторической популярности Каркассона кроется в его географии: город (а затем и построенная здесь крепость) находится на пересечении путей между Средиземным морем и Атлантическим океаном, на той земле, на которую претендовали в свое время и французская, и испанская корона. Поэтому Каркассон занимал важную стратегическую позицию на юге Франции, контролируя проход на север к Черной горе, на юг — к Корбьерам, на запад к равнине Лораге и на восток к виноградарской местности, простирающейся в сторону Средиземного моря.

Первое историческое упоминание о поселение Каркасо (как оно тогда называлось) мы находим в трудах Плиния Старшего, относящихся к I веку до н. э. Тогда оно находилось чуть в стороне от нынешнего Каркассона, но в VI веке люди переселились оттуда на место современного города. В 118 году до н. э. эту местность захватили римляне, они же и построили здесь первые крепостные сооружения (о них подробнее ниже). Впрочем, эти крепостные сооружения не помешали вестготам (в V веке), сарацинам (в VIII веке), а затем франкам (тоже в VIII веке) овладеть Каркассоном. После распада Франкской империи, город попал под власть семьи Транкавель, которая правила здесь в период с 1084 по 1209 год и способствовала экономическому и культурному процветанию Каркассона.

Тогда же в XII веке в Каркассоне жило множество приверженцев движения катаров (известных также как альбигойцы, по названию города Альби, одного из центров этого движения), противопоставлявших себя римско-католической церкви. В основе религиозных убеждений катаров лежит идея о разделении божества на бога зла, управляющего материальным миром, и бога добра, отвечающего за духовную сферу. Таким образом, катары призывали отречься от материальных благ и физических наслаждений и воспарить душой. И хотя лишь немногие из катаров – так называемые «перфекти» – вели по-настоящему аскетический образ жизни, их учение быстро распространялось на юге Франции, как среди простых людей, которым не нравились богатство и расточительство римско-католической церкви, так и среди баронов, которым идеи катаров позволяли с чистой совестью забирать себе церковные земли. Каркассон, как мы уже упоминали, являлся одним из центров движения катаров, так как местный правитель, виконт Раймон-Роже Транкавель покровительствовал катарам, хотя сам таковым и не был. Поэтому в глазах папы Иннокентия III Каркассон стал местом распространения ереси, и в конце концов он провозгласил начало крестового похода против катаров. Но помимо религиозной подоплеки были у этого похода и политические мотивы: папа Иннокентий III обещал раздать земли южной Франции баронам-участникам похода. То есть, римский папа и поддержавший его французский король Филипп II Август хотели прибрать к рукам этот цветущий край.

Во главе похода встал Симон де Монфор, личность весьма одиозная. Крестоносцы прошлись по южной Франции огнем и мечом, подавив движение катаров с чудовищной жестокостью. Виконту Транкавелю не удалось договориться с крестоносцами, и он приготовился к обороне города. Благородный Транкавель (которому, кстати, было всего 24 года!) пообещал «убежище, пищу и защиту всем гонимым людям, беженцам, наводнившим дороги Прованса». 22 июля 1209 года крестоносцы взяли соседний город Безье и вырезали всех его защитников: как катаров, так и евреев (которые пытались укрыться в Безье от погромщиков де Монфора), и даже более многочисленных католиков. Именно тогда один из руководителей крестоносцев, епископ Арно-Амори сказал: «Бейте всех – Господь узнает своих!»

К 1 августа 1209 года армия крестоносцев, возглавляемая Арно-Амори и де Монфором осадила Каркассон. Две недели крепость продолжала сопротивляться, но поскольку в городе укрылось большое число беженцев, защитникам крепости не хватало питьевой воды и провианта, и Транкавель был вынужден пойти на переговоры. Во время этих переговоров он был вероломно захвачен де Монфором, и оставшись без предводителя, город сдался. Сам Транкавель вскоре умер в тюрьме при загадочных обстоятельствах (даже папа Иннокентий III впоследствии не отрицал, что Транкавель был убит его крестоносцами), а жители Каркассона были изгнаны из города кто в чем был: де Монфор не позволил им «взять ничего кроме своих грехов». После взятия Каркассона земли Транкавелей были переданы победителю, Симону де Монфору, а его сын передал эти владения королю Франции, который включил их в свой домен в 1226 году.

После неудачной попытки восстания каркассонцев во главе с сыном виконта Транкавеля в 1240 году, французский король Людовик Святой изгнал бунтовщиков из Ситэ и велел им поселиться на другом берегу реки: так в 1247 году начал строиться новый город, известный сегодня как Бастида Святого Людовика, а Каркассон превратился в город с двумя центрами, ведь между Ситэ и Бастидой разгорелась настоящая социальная борьба и экономическая конкуренция. Постепенно Бастида Святого Людовика начала процветать и даже превзошла Ситэ, который постепенно потерял свою власть и политическое значение. Процветанию Бастиды способствовало и развитие там текстильного производства, в основном шерсти: продукция каркассонских ткачей тогда экспортировалась даже в Константинополь и Александрию. В дальнейшем весы истории перевешивались то в сторону Бастиды, то в сторону Ситэ (например, в 1355 году Эдуард Черный Принц пощадил Ситэ, но сжег нижний город, который был восстановлен только в 1359 году). В 1590 году во время религиозных войн Ситэ (в отличие от Бастиды) не признал Генриха IV королем Франции, потому что тот был гугенотом, и город в течение нескольких месяцев был разрываем ожесточенным конфликтом.

Но постепенно экономическое и политическое значение обеих частей Каркассона пошло на убыль. В результате Пиренейского договора 1659 года область Руссильон, где и находится Каркассон, стала частью Франции, а сам Каркассон перестал быть важным пограничным городом на рубеже Франции и Испании. В XVIII веке Англия захватила первенство в производстве шерстяных тканей, что способствовало дальнейшему упадку Каркассона. И только в XIX веке Каркассон снова появляется на экономической и культурной карте Франции, а главную роль в этом сыграли два человека: Жан-Пьер Кро-Майревиель и Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк.

Жан-Пьер Кро-Майревиель был уроженцем Каркассона, историком-эрудитом и журналистом. Именно он привлек общественное внимание к тому, что он назвал «государственным вандализмом», когда под эгидой государственных организаций и под защитой закона разрушались памятники старины в Ситэ, а камни крепости Каркассон растаскивались на нужды тогдашнего строительства. В 1835 году он заручился поддержкой Проспера Мериме, знаменитого писателя и главного инспектора исторических памятников Франции, который в свою очередь привлек другого героя нашей истории, архитектора-реставратора по имени Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, работавшего тогда по заказу Мериме над восстановлением средневекового романского аббатства св. Марии Магдалины в Везле.

В 1844 году тридцатилетний архитектор был поставлен во главе реставрации базилики Святого Назария в Каркассоне, а впоследствии он провел полное изучение фортификаций Ситэ, по результатам которого в течение последующих 50 лет и производились реставрационные работы в крепости Каркассон, признанной одним из лучших образцов средневековой военной архитектуры. Увы, самому Виолле-ле-Дюку не удалось увидеть плоды своего труда в полной красе, ведь реставрация крепости Каркассон была завершена уже его учеником в 1910 году, через 31 год после смерти Виолле-ле-Дюка.

Как рассказывается в нашей истории о реставрации Виолле-ле-Дюком собора Нотр-Дам и готической церкви Сен-Шапель в Париже, этот архитектор привнес во французскую реставрационную школу методику точного, археологического подхода к обмерам и описаниям предметов старины, однако при этом он считал возможным вносить «творческие поправки» в реставрационные проекты: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени», — напишет он в двухтомнике «Беседы об архитектуре». В этом духе он работал и над восстановлением крепости Каркассон, что в дальнейшем привело к яростным спорам о правомерности такой «корректирующей реставрации». Особо спорным решением Виолле-ле-Дюка оказалось использование шиферной кровли на конических крышах башен: это решение скорее всего было ошибочным, так как крыши на юге обычно делали более плоскими и крыли черепицей, ведь на юге не было снега, привычного для Виолле-ле-Дюка по работе на севере Франции. Но несмотря на такие исторические неточности, работу Виолле-ле-Дюка признают гениальной, ведь ему удалось воссоздать очень достоверный вид средневекового города, без доли карикатуры и без намека на парк аттракционов. Так, благодаря работе Виолле-ле-Дюка, Каркассон, словно Спящая Красавица, очнулся от своего многовекового сна.

Крепость Каркассон может служить наилучшим наглядным пособием по средневековой фортификации: кажется, при ее строительстве были использованы все существовавшие тогда способы обороны. Эта неприступная крепость стоит на возвышенности, окруженной земляными валами. Она опоясана двойным рядом крепостных стен, длина которых составляет около 3 км, а над стенами возвышаются 52 башни.

Во время жестокого похода крестоносцев против катаров, описанного выше, Каркассон был защищен только одним рядом стен: наружная стена была возведена позже, когда город перешел к французской короне. Мы, тем не менее, расскажем об укреплениях Каркассона в наиболее законченном состоянии, так как они выглядят сегодня, если не считать изменений, сделанных у ворот для облегчения входа для потоков туристов.

Внешние стены крепости были построены при Людовике IX и Филиппе III, а потом под прикрытием внешнего пояса были укреплены старые внутренние стены. Таким образом, Каркассон превратился в одну из самых неприступных крепостей средневековой Европы – и с тех пор никто не пытался взять город, даже герой Столетней войны Черный Принц не решился на штурм Ситэ.

Но давайте представим себе, с чем пришлось бы столкнуться тому, кто решится на штурм или осаду Каркассона. Подошедший под внешнюю стену противник находится под обстрелом как с внешней, так и с более высокой внутренней стены и их многочисленных башен. Если врагу удается прорваться через внешний пояс, башни внешней стены могут быть изолированы от прохода по стенам. В результате неприятель оказывается зажат в узком пространстве между стенами, по-прежнему находясь под обстрелом как с внутренней стены, так и из оставшихся в его тылу башен внешнего пояса. Внешняя стена также защищает внутреннюю стену от снарядов осадных машин. В мирное время пространство между стенами использовалось для военных упражнений и рыцарских турниров.

Некоторые из башен – такие как мощная башня Лавад, башня Епископа, возвышающаяся одновременно над внешней и внутренней стеной, или Нарбоннские ворота – представляют собой укрепленные бастионы с запасом вооружения, продовольствия и воды и могут держать оборону, даже если их гарнизон отрезан от остального замка. Круглая форма большинства башен позволяет держать под обстрелом все пространство вокруг, то есть без «мертвых зон», где неприятель не виден из-за углов. Кроме того, круглые башни лучше выдерживают осадные снаряды: удар приходится по касательной. Заметим, что самые древние башни внутренней стены, построенные еще римлянами, имеют характерную полукруглую форму.

Отдельного внимания заслуживают ворота Каркассона: восточные, Нарбоннские ворота и западные ворота Од. Нарбоннские ворота включают две парные башни, соединенные между собой вплоть до крыши частью сооружения, нависающей над сводами узкого входа. На внешней стене Нарбоннских ворот сделаны закругленные выступы-ростры, которые придают им дополнительную прочность и позволяют лучникам обстреливать подходы к воротам. Ворота защищают «портикули» – подъемные решетки, механизмы которых приводятся в действие одновременно с двух этажей, что затрудняет сдачу крепости в случае измены отдельных ее защитников. Вдобавок, подступы к этим и другим воротам охранялись барбаканами.

Подход к западным воротам Од идет по крутому холму не перпендикулярно, а вдоль высокой западной стены замка – таким образом, к воротам нельзя подвести таран. Стена возвышается над подходами справа, и атакующим солдатам приходится держать в правой руке щит, что создает дополнительные неудобства. Как полагается, ворота во внешней и внутренней стене смещены относительно друг друга: прорвавшийся через внешние ворота неприятель должен пробиваться к внутренним воротам по узкому пространству между стенами. Кроме того, на этом участке внутренняя и внешняя стены подходят близко друг к другу, а над самими воротами Од нависают стены графского замка.

Графский замок – это цитадель крепости, предоставляющая еще один рубеж обороны в случае прорыва через оба пояса стен. Замок отделен от остальной крепости рвом, через который ведет подъемный мост. Высокие стены замка с мощными башнями были построены для зашиты сеньоров скорее от собственных горожан, чем от внешних врагов. Навесные галереи вдоль стен – «машикули» – позволяют держать под обстрелом солдат, подошедших вплотную к стенам, то есть стрелять и бросать снаряды вниз, через специальные бойницы в полу. Бойницы в стенах расположены в шахматном порядке, чтобы не ослаблять стены. Башни и стены расширяются у подножия: это придает дополнительную устойчивость и позволяет держать неприятеля на дополнительном расстоянии от стены, то есть под обстрелом сверху.

Вернемся на минуту к Нарбоннским воротам: неподалеку от них можно увидеть бюст мадам Каркас, владелицы замка, от имени которой, согласно народной этимологии, и пошло название города Каркассон (на самом деле, похожее название закрепилось за этим местом еще в галло-римские времена). Согласно легенде, мадам Каркас сорвала задуманную франками (или, по другой версии легенды, сарацинами) осаду крепости. Когда в городе заканчивались запасы продовольствия и город уже был готов сдаться врагу, ловкая мадам Каркас раскормила последнего остававшегося в городе поросенка остатками провианта и послала его осаждавшим город врагам в качестве подарка. Увидев столь раскормленного поросенка, враги решили, что в крепости еще полно продовольствия, и сняли осаду. Отмечая ловкую победу, мадам Каркас звонила в церковные колокола, откуда и пошла фраза «Каркас сона» (по французски, «Каркас звонила»).

Как в любом уважающем себя средневековом городе, в Ситэ есть храм: Базилика Святого Назария и Святого Келсия. На строительство этого храма дал свое благословление сам папа Урбан V в 1096 году, через год после объявления Первого крестового похода. Первоначально базилика имела типичный для храмов юга Франции романский стиль, но в 1270 году к ней были добавлены готические элементы: окна-розетки, стрельчатые окна и горгульи. Но больше всего мне понравились красивые витражи в алтарной части храма работы XVI-XVII-го веков, изображающие сцены из жизни Христа.

Другой необходимый атрибут средневекового города — это колодцы, питающие город водой. В Ситэ их было 22, а самый древний из них — так называемый Большой колодец — относится к XIV веку. Согласно легенде, вестготы, напуганные наступлением Атиллы, спрятали в этом колодце сокровища Саломонского храма. Конечно же, колодец много раз обыскивали, но безуспешно.

Жители города (а сейчас на территории Ситэ живут примерно 120 каркассонцев) самозабвенно поддерживают атмосферу «ожившего Средневековья». Каждый год в августе здесь проводятся фестивали Средневековья, но и в другое время года можно увидеть жителей в средневековых костюмах, услышать средневековую музыку и даже почувствовать ароматы Средневековья, доносящиеся из многочисленных магазинчиков, продающие различные атрибуты магии: благовонные свечи, талисманы, зелья и тому подобное, а также из ресторанов, гордящихся своей «средневековой» кухней. Даже названия местных ресторанов напоминают о славной истории Каркассона и его достопримечательностях: ресторан «Виконт Роже», трактир «У Дамы Каркас», трактир «У Большого колодца», брассери «Большая башня» и так далее. А их меню включают в себя жаренных голубей, заливное из кролика с эстрагоном, жаркое из кабана, баранину с прованскими травами и молочного поросенка в медовом соусе. Но самым популярным блюдом в Каркассоне является так называемое «касуле»: жаркое из свинины, крольчатины, тушенных в собственном жиру утиных ножек и сарделек — все это тушится в глиняных горшочках с добавлением фасоли и утиного жира. Звучит эта смесь весьма страшно, но на вкус «касуле» оказался очень приятен и никаких ожидаемых несварений желудка не принес. Кроме того мы попробовали очень вкусные блинчики-«креп» с расплавленным козьим сыром: смешанный со сладковатой сметаной, он вытекает из блинчиков, напоминая нам русскую пословицу «по усам текло, да в рот не попало».