Заметки на полях путеводителя… по “Дороге на Острова”

В этот день (2 сентября 2009 г.) наш путь начинается в Форт-Уильяме – одном из крупнейших городов Хайленда, расположенном в южном конце разлома Грейт-Глен, в тени самой высокой горы Великобритании – Бен-Невис.

Из Форт-Уильяма мы отправляемся в путь по «Дороге на Острова». Это одна из самых красивых, романтичных и исторически-значимых дорог в Шотландии. И как нам показалось, самая фотогеничная. Кстати, сама дорога, проходимая для экипажей, а впоследствии для автомобилей, была построена инженером Томасом Телфордом лишь в 1812 году.

Примерно через двадцать миль после выезда из Форт-Уильяма мы приезжаем в Гленфиннан, деревушку, знаменитую одноименными монументом и виадуком.

Монумент Гленфиннан, воздвигнутый в 1815 году у северного конца озера Лох-Шил, отмечает место, где более тысячи шотландцев-горцев собрались 19 августа 1745 года под знамена Красавчика принца Чарли, что стало началом последнего якобитского восстания. Так как мы еще не раз столкнемся с этой печальной страницей шотландской истории, самое время для лирического отступления о якобитах и Красавчике принце Чарли.

 

Лирическое отступление: О якобитах и Красавчике принце Чарли

Якобиты – их не следует путать с якобинцами времен Великой французской революции – это приверженцы изгнанного в 1688 году «Славной революцией» короля Якова II Английского (он же – Яков VII Шотландский) и его потомков. В ходе государственного переворота 1688 года сторонники Парламента свергли короля Якова II Стюарта с помощью голландской армии во главе с Вильгельмом III Оранским, который стал королем Англии в совместном правлении со своей женой Марией II, дочерью Якова II. В английской исторической литературе эти события также называются «Бескровная революция», однако, такое название отражает только переход власти в Англии, ведь в Шотландии события 1688 года привели к целой цепи кровопролитных событий, тянущейся до середины XVIII века и навсегда изменившей лицо Шотландии.

Многие из сторонников Якова II последовали за ним во Францию, давнюю союзницу Шотландии, еще со времен «Старого союза», основанного в 1295 году. Но большинство якобитов осталось на родине; почти все дворянство горной Шотландии принадлежало к этому движению. И хотя у якобитов были четко определенные политические и религиозные цели – восстановление на британском престоле дома Стюартов и усиление власти католиков – это движение стало национальной борьбой за независимость Шотландии.

После смерти Якова II в 1701 году движение якобитов возглавил его сын, Джеймс Стюарт, вошедший в историю как Джеймс Старый Претендент. Главной его задачей было противостоять слиянию Шотландии и Англии, но в 1707 году это все же произошло: парламенты Англии и Шотландии приняли Акт об Унии, провозгласивший создание объединенного королевства Великобритания.

После восшествия на престол Георга I в Шотландии вспыхнуло восстание: осенью 1715 года якобиты под командованием графа Мара выступили против сторонников Ганноверской династии, но не смогли одержать победу в решающей битве при Шерифмуире 13 ноября 1715 года. Через несколько недель Старый Претендент появился в Шотландии, почти без свиты, и 27 января 1716 года был коронован в Скуне, под именем Якова VIII Шотландского, но вскоре он был вынужден бежать на континент. К этому времени Франция отказалась поддерживать его, и он поселился в Риме. Со временем Старый Претендент убедился в неосуществимости своих планов, и знамя якобитов перешло в руки его сына Карла Эдуарда, известного как Молодой Претендент или Красавчик принц Чарли.

Именно он и поднял восстание 1745 года, вошедшее в историю как «сорок пятый год» (the Forty-Five). Его поддержали представители некоторых горных кланов Шотландии, среди которых было немало католиков. Заметим, однако, что далеко не все кланы горцев поддержали принца Чарли: например, Маклауды и МакДональды из Слита отказались присоединиться к нему, хотя и обещали свою поддержку в письменном виде. В некоторых случаях, «водораздел» между якобитами и сторонниками Ганноверской династии проходил внутри одного клана или даже одной семьи, как описано в романе Р. Л. Стивенсона «Владетель Баллантрэ».

Поначалу, силы принца Чарли одерживали победы: без боя сдался Эдинбург, была выиграна битва при Престонпенсе. Вдохновленный этими успехами, принц Чарли двинулся на юг в Англию во главе армии из 6 тысяч человек. Заняв Карлайл и дойдя до Дербишира, принц по требованию советников повернул назад, в Шотландию, так как в Англии якобитское движение массовой поддержки не вызвало. Против него была отправлена английская армия во главе с сыном короля Георга II Вильямом Августом, герцогом Кумберлендским, а 16 апреля 1746 года армии встретились в сражении при Куллодене, в трех милях к востоку от Инвернесса, в северной Шотландии. На открытой местности уставшая и голодная армия якобитов оказалась беззащитной перед мощным артиллерийским огнем Кумберленда и вскоре была разбита: якобиты потеряли до двух тысяч убитыми и ранеными (в то время как правительственные силы потеряли около 300 человек).

Красавчик принц Чарли, считая, что его предали, решил оставить восставших. Скрывшись от преследования на острове Скай, он переоделся служанкой якобитской дамы Флоры Макдональд и назвался «Бетти Берк», а в сентябре 1746 года на борту французского фрегата «Счастливчик» принц вернулся на континент, где впоследствии спился (обе его жены – Клементина Уокиншоу и Луиза Штольберг-Гедерн – ушли от него из-за его тяги к бутылке). Так что хотя вокруг образа принца Чарли и по сей день существует некий романтический ореол, это фигура скорее бесславная, чем героическая.

После восстания 1745 года британские власти провели в Шотландии серьезные репрессии, приняли законы о разоружении всех шотландских кланов, о запрете ношения гражданскими лицами клановых тартанов, килтов и другой традиционной одежды, а также законы, лишавшие власти вождей кланов. Даже были запрещены волынки, как «инструмент войны». Тогда же начались насильственные выселения из Хайленда, продолжавшиеся до середины XIX века. Вожди кланов стали сдавать в аренду или даже продавать свои земли фермерам-овцеводам и переезжать в Эдинбург (как например, сделал вождь клана Ламонт). Там они просто прожигали свои состояния. Остававшиеся без земли и средств к существованию члены кланов уходили в армию (полки горцев стали передовыми в сражениях британской армии во всех концах империи), другие уезжали в Америку. «Не было проронено ни одной слезинки. Провожавшие на берегу, казалось, думают, что вот-вот последуют (за отъезжавшими в Америку). Это смертельный знак…» – так опишет сцену отплытия эмигрантского судна в Америку шотландский писатель и мемуарист Джеймс Босуэлл в своем дневнике за 1786 год. Тех, кто хотел остаться на земле предков, нередко выселяли насильно правительственные войска. В результате, в течение ближайших нескольких поколений были разрушены как традиционная общественная структура, так и экономика горной Шотландии.

***

Но вернемся к Монументу в Гленфиннан. К 1815 году якобиты уже не представляли опасности для английского правительства, и Александр МакДональд из Глендейла заказал у архитектора Джеймса Гилеспи Грэма башню-мемориал на месте высадки Красавчика принца Чарли в 1745 году, ставшую также мемориалом самому Александру МакДональду, не дожившему до окончания ее строительства. На вершине башни стоит безымянный шотландец-горец в юбке-килте, а фоном для башни служит один из красивейших пейзажей в Шотландии.

Другая достопримечательность Гленфиннана – это виадук, построенный в 1897-1901 годах инженером сэром Робертом Макальпиным. Состоящий из 21 арки, виадук поднимается над провалом на высоту 30 метров. По виадуку проложена железная дорога, ведущая из Форт-Уильяма в Маллейг, по которой ходят как обычные поезда, так и «Паровоз якобитов» (The Jacobite Steamtrain). Заметим, что фотогеничность виадука в Гленфиннане оценили и киношники: именно здесь снимались некоторые эпизоды фильмов из серии о Гарри Поттере, а «Паровоз якобитов» сыграл роль поезда «Хогвартс Экспресс».

После Гленфиннана наш путь на запад продолжается вдоль скалистых гор, у подножия которых изрезанные берега озер и фьордов создают постоянно меняющийся калейдоскоп земли и воды. Недаром, в XII веке монахи из Арисейга называли эти места «непроходимым концом света»: как уже упоминалось выше, дорога, проходимая для экипажей, была проложена здесь только в начале XIX века.

У берега морского залива Лох-Нан-Уау (Loch nan Uamh) находится пирамида из камней, отмечающая место, откуда Красавчик принц Чарли отплыл во Францию после поражения при Куллодене и бегства на остров Скай.

В окрестностях деревушки Морар вдоль дороги тянутся белые песчаные пляжи, поблескивающие на солнце серебристым песком. Говорят, что в озере Лох-Морар тоже водится свое чудовище, подобное легендарной Несси из озера Лох-Несс.

Заканчивается «Дорога на Острова» в городе Маллейг. Это небольшой, но живописный и напряженно трудящийся порт, где пахнет рыбой и моторным маслом, где позвякивают цепи, тихо плещется прибой и разносятся над морем визгливые крики голодных чаек. Здесь мы прогуливаемся в ожидании парома на остров Скай, разглядывая лодки и рыболовные сети, паруса и ярко выкрашенные домики на сбегающем к морю склоне холма.

В Маллейге мы садимся на паром компании «Каледониан МакБрейн» и отправляемся на нем в Армадейл на острове Скай, что занимает около 30 минут. С парома мы смотрим на уменьшающиеся вдали домики Маллейга и надвигающиеся горы Кулинс-Хиллс на острове Скай.

 

Дальше на остров Скай