ИМЛИЦИТНАЯ ПАМЯТЬ И ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО

До сих пор, мы с вами в основном говорили об эксплицитной или осознанной памяти, но ведь нам хочется, чтобы английский как бы сам выскакивал изо рта, без особого участия сознания, не правда ли? А для этого нам понадобится развивать имплицитную или неосознанную память. Что это такое?

Как я уже писала в одном из предыдущих постов, имплицитная память отвечает в том числе за наши навыки. Когда вы моете голову, танцуете вальс, ведете машину, печатаете вслепую или просто идете, вы не задумываетесь над тем, как двигать руками, ногами и другими частями тела. Но тем не менее ваш мозг все это помнит, а иначе он не мог бы управлять вашими мышцами, суставами и т.д. Простые и сложные навыки – это все имплицитная память.

Что касается языка, то тут тоже полно навыков. Например, двигать языком, губами, челюстью, даже правильно дышать при речи – все это навыки, которые мы приобретаем в раннем детстве, когда осваиваем свой родной язык. Когда малыш гугукает и лепечет, он приобретает двигательные навыки, необходимые для речи. Так как разные языки, в том числе русский и английский, пользуются разными наборами звуков и их сочетаний, то нам необходимо дополнить свой набор речевых двигательных навыков теми, которые нужны для произнесения английских звуков и их комбинаций. Мой курс по произношению как раз об этом.

Но к речевым навыкам относятся не только двигательные навыки, но и другие умения, например, пользоваться английской грамматикой. И для них тоже нам понадобится имплицитная память.

Однако, в число механизмов имплицитной памяти входят не только навыки. Одним из самых интересных феноменов имплицитной памяти является так называемый repetition priming. Попробую объяснить, что это такое, на примере. Учеными доказано, что когда мы помногу раз видим (или хотя бы слышим вполуха) рекламу какого-то бренда, то оказавшись в магазине перед полкой с товарами такого рода, у нас неосознанно рука тянется к ногану (зачеркнуто) к рекламируемому товару. При этом мы можем даже не помнить, что видели рекламу этого бренда, и уж тем более что именно про него говорилось в рекламе. Просто сам факт повторения ориентирует наш мозг на выбор именно этого бренда. Разумеется, этим пользуются маркетологи и политологи всех мастей; отсюда же и мысль о том, что «любая реклама хороша, кроме некролога».

А теперь представьте себе, что мы научим мозг автоматически тянуться не за рекламируемым брендом, а за правильным словом или грамматической конструкцией – без всякого участия сознания! Здорово, правда? И этого вполне можно достигнуть, если уметь работать с имплицитной памятью. Что, кстати, хороший, компетентный преподаватель и должен уметь.