Вчера я читала своим американским студентам лекцию об Исаакиевском соборе в Петербурге. О том, как забивали множество огромных свай, на которых вся эта махина в 356 тысяч тонн держится на болотистых петербургских почвах. О том, как с помощью специальных механизмов поднимали вертикально 16 гранитных колонн весом в 114 тонн каждая. О том, как строили стены и возводили необычный купол, который держится не на каменной кладке, а на трех металлических купольных структурах, вставленных друг в друга, как матрешки. О том, как украшали эти стены мрамором и картинами. О том, как красили купол снаружи позолотой (и столько людей погибло от ртутных паров!), и о том, как внутри купол расписывал Карл Брюллов, который от пыли, сквозняков и прочих строительных проблем заработал себе болезнь легких. О том, как вся эта стройка заняла 40 лет, начавшись еще при Александре I, с которым Монферран познакомился в Париже в 1814 году. Как она продолжалась при Николае I, который, благодаря своему инженерному образованию, с большим вниманием курировал этот проект. Как собор был достроен при Александре II, который не позволил похоронить католика Монферрана в соборе, который тот строил 40 лет, потому что собор православный.
К чему я тут про это рассказываю? Мне показалось, что этот рассказ об Исаакиевском соборе – прекрасная метафора для изучения английского. Что самое главное в большой стройке? Терпение и порядок действий. Нельзя было построить такой огромный собор Петербурга «на раз-два». И не было смысла Брюллову махать кисточкой, пока не был возведен купол. Нельзя было развешивать картины, пока не было стен. А главное, нельзя было делать НИЧЕГО, пока не был создан устойчивый фундамент, на котором все это великолепие стоит уже более 150 лет.
Так и с английским: нужно терпение и система. Нельзя учить продвинутые, сложные вещи, пока не освоены более фундаментальные элементы языка. Вроде идея простая, но мне очень часто приходится ее повторять. Да и многие учебники, увы, подают более сложные вещи раньше простых. Нет смысла учить красивые идиомы или тонкую лексику, пока нет основы: грамматики. Нельзя учить сложную, продвинутую лексику, если нет навыков, которые позволили бы ее употреблять. А главное: в первую очередь нужно заложить качественный фундамент базовой грамматики.