Надеюсь, вы еще не устали от нашего экскурса в мифологию об изучении английского языка. Сегодня мы посмотрим на last but not least (последний, но тем не менее важный) миф:
НУЖНО (ИЛИ ЛУЧШЕ) УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ ПО ДЕТСКИМ КНИГАМ И МУЛЬТФИЛЬМАМ
Сразу скажу: если вы не собираетесь работать нянечкой в детском саду или кем-то ещё в этом роде, то нет, не лучше и не нужно. Это очень широко распространённое заблуждение, что детские книги (или фильмы) написаны более простым, доступным для обучающегося иностранца языком. На самом деле, всё не так, от слова совсем. Дело в том, что нормальная детская литература пишется достаточно сложным, идиоматичным языком. И как авторы, пишущие для взрослые, детские писатели не просто облачают в слова сюжет, но и играют с языком. Поэтому такие книги как “Winniе-thе-Pооh” («Винни-Пух» Алана Милна) или “Аliсе’s аdvеnturеs in Wоndеrlаnd” («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла) подойдут учащимся уровня advanced как минимум.
С мультфильмами всё еще хуже. Кроме вышесказанного о детских книгах, у мультфильмов есть еще одна проблема: они «мультяшные». В обычных игровых фильмах мы хотя бы видим лица актеров, которые говорят ту или иную фразу, а в мультфильмах нет живой человеческой артикуляции. (В более новых мультфильмах есть компьютерно сгенерированная артикуляция, но и она не дотягивает до живой.) Насколько мы опираемся на визуальные сигналы, то есть считываем артикуляционную мимику, мы все начали понимать только в эпоху ковида, когда из-за масок даже разговоры нормально слышаших людей превратились в серию «что? не слышу? что?». Да, маска приглушает звуковые волны, но не менее значимым оказывается и то, что мы не видим артикуляцию говорящего.
Одна из задач, стоящих перед учащими английский – это научиться правильно произносить английские звуки (особенно те, которых нет в русском) и правильно «слышать» (то есть идентифицировать их в речи). Именно этим мы занимаемся в нашей группе по произношению, так что присоединяйтесь! Как ни странно даже нормально слышащие люди подсознательно или сознательно «монтируют» звуковой сигнал с визуальным, а если последнего нет, то оказывается гораздо труднее услышать речь.
Помимо вышесказанного, у обучения по детским книгам и мультикам есть еще одна большая проблема: по ним вы учите вполне определённый (по-научному: маркированный) регистр (или стиль) языка. Представьте себе взрослого дядю или тётю, который говорит как Заяц из «Ну, погоди!» или как Слоненок из «38 попугаев». Смешно, не правда ли? Вы же не хотите так звучать по-английски?
Эта проблема актуальна не только для специфически детского языка. Многие обращающиеся ко мне ученики хотят, чтобы я научила их молодёжному сленгу, а многие «горе-учителя» уделяют много внимания красочным идиомам из сленга рэперов в приспущенных штанах и hoodies (курткам с капюшоном)… Вы меня поняли. Если вы не собираетесь тусить большую часть времени с какими-то узкими демографическими группами (подростками, рэперами, старичками-пенсионерами, детишками в детском саду, профессорами из Гарварда и т.п.), то вам нужно учить не сленг, не профессиональный жаргон, не детский язык, а максимально стилистически нейтральный английский. Такой, с которым «и в пир, и в мир, и в добрые люди».
Готовы попробовать? Пишите в личку или asya_pereltsvaig@yahoo.com