Недавний репост лонгрида от Maria Kochakova про «геймификацию образования, эдьютейнмент и пляски с бубном вокруг учащихся» вызвал интересные коментарии, на которые захотелось ответить текстом, а не коротким коментарием. С мнением Марии о том, что вот эти все развлекательные маневры «это если не совсем зло, то довольно амбивалентная штука, которая таит в себе огромные подводные камни», я согласна. Почему?
Во-первых, как признает сама Мария, «все образовательные свистелки-перделки» создают иллюзию легкости, которая для студентов (особенно, замечу, молодых студентов ВУЗов) совсем не полезно, потому что покажите мне тот договор с миром, где вам обещано, что будет легко? Нет такого договора, тогда и не просите, будет трудно.
Но это не чисто садизм педагогической профессии. И не просто «обучающий момент» (teaching moment): типа, учитесь тому, что в жизни все дается с трудом. Дело в том, что как показывает нейронаука, наш мозг благодарит нас «приятными» нейромедиаторами за преодоление трудностей. Это тот самый «кайф», который мы чувствуем, когда залезли на Эверест, решили математическую задачку или выиграли шахматную партию (нужное подчеркнуть). Даже если наше достижение не несет в себе какой-то практической полезности, то мы все равно чувствуем некий прилив сил и позитива. Точно то же самое мы чувствуем в ходе учебного процесса, когда выучиваем сложный стих, доказываем теорему или правильно составляем предложение с present perfect continuous. Пляски же с бубном и упрощение до уровня плинтуса отнимают у учащегося возможность словить такой кайф.
Но дело не только в приятности. Эти же нейромедиаторы облегчают дальнейшее обучение. Поэтому если не слишком сложно, то и плохо запоминается, то есть переписывается в долгосрочную память. Народная мудрость «трудно в ученье, легко в бою», оказывается, имеет под собой нейрофизиологическую базу.
Научные исследования подтверждают: игры и тесты обучают лишь тому, чтобы играть в эти игры или проходить эти тесты, а разжевывание материала в формате PowerPoint с картинками и прочими «танцами с бубном» не способствуют лучшему усвоению материала. Проблема не в самом софте, так как Prezi, SlideRocket или Impress с еще большими техническими наворотами не решают этой проблемы: как заметил автор этой статьи, «от PowerPoint студенты становятся глупее, а преподаватели – скучнее». Конечно, сейчас с переходом на удаленку нет реальной возможности сделать всё то и так, как это было бы в реальном классе, и приходится адаптировать преподавание под эти реалии. Обучение языку, как ни странно, лучше других предметов, переводится в формат зум-скайп-мессенджер. (Я успела за карантин попреподавать несколько курсов по лингвистике в университете, так что есть с чем сравнить.)
Главный оргвывод из всего вышесказанного: задача педагога заключается в том, чтобы поймать ту точку баланса *для конкретного студента* (или конкретных студентов, что еще сложнее) между «слишком просто и не дает нейрофизиологического кайфа» и «слишком сложно и отбивает мотивацию». С моими учениками я всегда стараюсь «подталкивать» их на этот край интересной сложности.
Готовы попробовать? Пишите в личку или на asya_pereltsvaig “at” yahoo “dot” com